сегодня
25
Июня
2019 года

Rus Eng

Президент России

Правительство России

Минприроды России

Телефонный справочник
Федеральное агентство водных ресурсов Документы Структура Деятельность Оказание государственных услуг Анонсы Новости Открытое правительство Публикации Противодействие коррупции Обращения граждан Мультимедиа

Главная / Публикации
Интервью Заместителя руководителя Федерального агентства водных ресурсов Марины Селиверстовой газете «Вода России» (г. Екатеринбург), декабрь 2007г, №12

Использование трансграничных водных объектов на сегодняшний день – одна из самых острых тем в области водных отношений. Неурегулированными до сих пор остаются многие вопросы. Осложняет сотрудничество в сфере охраны трансграничных водных объектов отсутствие единых критериев оценки их состояния. Каковы результаты 2007 года и перспективы развития международных водных отношений? Об этом нам рассказала Марина Валерьевна Селиверстова, Заместитель Руководителя Федерального агентства водных ресурсов.


–Марина Валерьевна, с Вашей точки зрения, какие самые актуальные вопросы в области международных водных отношений решались в 2007 году?

Международные водные отношения, прежде всего, касаются использования охраны трансграничных водных объектов. На сегодня практически со всеми нашими соседями заключены Соглашения, регулирующие данные вопросы. Если говорить о значимых событиях в этой сфере, происходивших в 2007 году, то необходимо отметить подготовку Соглашения с Китайской Народной Республикой. Это очень важно для России: с КНР мы имеем самую протяженную границу и значительное количество трансграничных водных объектов.

Обращаясь к истории, необходимо сказать, что первый проект Соглашения по охране и использованию трансграничных водных объектов с Китаем был утвержден Постановлением Правительства еще в 1997 году. И, начиная с этого момента, проект неоднократно направлялся Китайской стороне. Но по разным причинам Соглашение до сегодняшнего момента не было заключено. Безусловно, это создает определенные риски. И жизнь подтвердила, что они могут стать реалиями. Вспомним загрязнение реки Сунгари. Наверное, это событие послужило своеобразным катализатором, ускорившим переговорный процесс, направленный на заключение Соглашения. У России с Китаем много трансграничных водных объектов. И все эти объекты, безусловно, играют огромную роль в жизни и социально-экономической ситуации приграничных субъектов РФ и Китая. Кроме того, существенно отметить демографическую диспропорцию (численность китайского населения в приграничной зоне во много раз превосходит российское население, проживающее на сопредельных территориях). Следовательно, антропогенная нагрузка со стороны Китая более существенна.

Сложившиеся отношения с КНР в части охраны и использования водных объектов развиваются в отсутствие каких-либо регламентирующих документов. Соглашение  крайне необходимо для перевода сотрудничества в рамки правого поля. На сегодняшний день это один из реальных способов урегулировать порядок, способы, подходы и методы совместного использования и охраны водных объектов.

Наша страна крайне заинтересована в заключении этого Соглашения, и в течение всего 2007 года шла интенсивная работа по его подготовке. Сейчас мы рады сообщить, что проект Соглашения подготовлен и направлен в Правительство РФ, где будет рассмотрен, утвержден, а затем официально направлен Китайской стороне. Если все будет складываться благополучно, то уже в конце 2007 – начале 2008 года Соглашение будет подписано, и мы сможем взаимодействовать и сотрудничать уже в его рамках. Замечу, что в отсутствие этого документа удалось заключить Соглашение об организации мониторинга состояния трансграничных водных объектов. В мае 2007 года была утверждена Программа двустороннего мониторинга, осуществляемого специалистами РФ и КНР. После заключения Соглашения Программа мониторинга войдет в рамки этого Соглашения.

–Какие Вы видите проблемы и задачи, которые необходимо решать в 2008 году в сфере использования и охраны трансграничных водных объектов?

В целом, наше международное сотрудничество отличается достаточной конструктивностью и в рамках многих совместных комиссий вопросы использования и охраны трансграничных водных объектов решаются, на мой взгляд, эффективно. Тем не менее, необходимо добиваться, прежде всего, согласования национальных программ и планов действий по использованию водных ресурсов трансграничных водных объектов. Нужно понимать, что, говоря об интегрированном управлении, мы имеем в виду согласование и изучение большого комплекса вопросов и задач. Сейчас, например, на территории КНР разрабатывается проект по переброске части стока Черного Иртыша. Независимо оттого, что работы осуществляются на территории КНР, а не непосредственно у наших границ, это скажется как на водности Иртыша в целом, так и на обеспечении граждан РФ водными ресурсами. Поэтому одной из главных задач является информированность сопредельных государств о программах по использованию водных ресурсов трансграничных водных объектов.


У каждой страны, с которой мы взаимодействуем, существует собственная национальная система экологических оценок, критериев, но при организации международного сотрудничества важно, чтобы эти системы были совместимы и мы говорили на одном «экологическом» языке, пользовались  едиными единицами измерения.  Работа в этом направлении ведется.


Необходимо развивать системы раннего оповещения об опасных явлениях на трансграничных водных объектах. Ведь вода – это не только источник нашей жизни, но и  потенциальный источник опасности. Чем раньше об опасной ситуации будет извещена другая сторона, тем более эффективными будут общие действия по минимизации или ликвидации последствий негативных воздействий. С другой стороны, нужно согласовывать планы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, прикладных работ. Мы знаем, что каждое из сопредельных РФ государств расходует достаточно средств на проведение этих работ, но важно, чтобы планы были взаимосвязаны и взаимосогласованы. Такого понимания в рамках международного сотрудничества мы достигли, например, с Эстонией.

– А как реализуется новый «Водный кодекс РФ»? Какие нерешенные правовые вопросы водопользования и охраны водных ресурсов еще предстоит решать?

В целом, говоря о реализации нового Водного кодекса, необходимо сказать о том, что к моменту его вступления в силу не был подготовлен весь обязательный объем нормативно-правовых актов. Понятно, что реализация каждого нового закона влечет за собой организационные или правоприменительные трудности. Пока на практике не будет применена конкретная норма, эмпирически увидеть пробелы, логические разрывы очень сложно.

Субъекты РФ и наши территориальные органы начали  процесс заключения договоров водопользования в соответствие с тем порядком, который определил Водный кодекс. Началась и их регистрация в Государственном водном реестре. В соответствии с п. 3 статьи 12 ВК РФ договор водопользования вступает в силу только с момента его регистрации в государственном водном реестре и обретает юридическую силу с этого момента. Статьей 26 ВК РФ часть полномочий РФ передана субъектам РФ и сейчас Росводресурсами проводится крупномасштабная работа по анализу основных проблем, связанных с реализацией субъектами РФ этих переданных полномочий. Для этого мы проводим расширенные семинары – совещания, участниками которых являются наши бассейновые водные управления, руководители уполномоченных органов субъектов РФ. Базовой площадкой совещания выбирается бассейновое водное управление и собираются представители субъектов РФ, расположенных в зоне деятельности БВУ, специалисты Росводресурсов. В рамках такого расширенного совещания обсуждаются вопросы, связанные с реализацией переданных полномочий субъектам РФ. Совещания уже прошли в Суздале, Кисловодске, Нальчике, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Красноярске. Эта совместная работа позволяет многие вопросы решать быстро и эффективно. Она взаимно обогащает и гармонизирует процесс реализации полномочий в установленной сфере.

Что касается нерешенных правовых вопросов. Отмечу одну из ключевых нерешенных проблем. Положения статьи 65 ВК «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» недостаточно четко прописаны и не могут обеспечить сегодня необходимой защиты водного объекта. Поэтому, на мой взгляд, это одна из приоритетных задач, требующих решения.

–Марина Валерьевна, накануне Нового года, что бы Вы хотели пожелать согражданам?
Новый год – это праздник семейного очага, праздник, который пришел к нам из детства, в Новый год люди загадывают самые несбыточные желания и надеются, что они сбудутся. Я желаю, чтобы и мы не утрачивали этой веры в чудеса, не отказывались от доброй традиции. И главное, чтобы чудеса случались.

Всем специалистам водного хозяйства я желаю спокойной, мирной, чистой воды. Наша работа, к сожалению, не всегда бывает видна. Людям непосвященным сложно представить, каких усилий стоит водной службе России хотя бы сохранять водные объекты в существующем сегодня состоянии. А потому я желаю всем водникам и адекватного отношения со стороны водопользователей, граждан в части оценки и понимания задач, стоящих перед Росводресурсами, потому что вода – это наше общее достояние, то, что должно сохраняться не только административными мерами, но и поддерживаться всеми гражданами страны.

–Марина Валерьевна, поздравляем Вас с Новым 2008 годом. Всего хорошего Вам в таком нелегком деле, как защита водных ресурсов нашей страны.

«Вода России» декабрь 2007г, №12

Наталья Кадочникова

 


Опубликовано: 25 Января 2008 (14:40)


Социальные закладки


Последние обновления


Общественный совет Официальный интернет-портал правовой информации Охрана озера Байкал Реформа государственных учреждений
Федеральный портал управленческих кадров
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Почтовый адрес: 117292, Москва, ул. Кедрова, дом. 8, корп. 1
Телефон: (499) 125-52-79 Факс: (499) 125-22-36 E-mail: water@favr.ru
При копировании информации ссылка на источник обязательна
Переход на новую версию официального сайта Федерального агентства водных ресурсов